Олег Бутман

Большая Разница. Журнал Музыка — Пресса

"Большая Разница"

"Большая Разница"

Трио Олега Бутмана провело трехчасовой сеанс умопомрачительного джаза в «НИИ КуДА», представив сибирякам программу «Джазовые портреты Стиви Уандера». С барабанными палочками Олег Бутман не расстается с восьми лет. За первую половину жизни, проведенную в России, он нашел им применение и в рок-группе, и в студенческом оркестре, и в квартете своего брата Игоря Бутмана. Но творческий расцвет и знакомство с истинным джазом пришлись на «американские годы» — годы, проведенные в Нью-Йорке. Можно сказать, что Олег Бутман по стандартному пути российского музыканта идет в обратном направлении: сначала зарубежное признание, а потом знакомство с родными просторами. За полчаса до того, как Наталья Смирнова. Антон Давидянц и Олег Бутман наполнили зал «НИИ КуДА» звуками музыки, журнал СТИЛЬ совершил экспресс-экскурсию с лидером трио по маршруту Нью-Йорк — Москва — Ванкувер.

НИИ КуДА Олег Бутман

СТИЛЬ: Как вы оказались в Нью-Йорке?

Олег БУТМАН: В 90-м году я приехал в США. в Бостон. Первым из России в Соединенные Штаты уехал мой брат Игорь в 87-м году. Он мечтал оказаться на родине джаза — в Нью-Йорке. Так как мы очень много играли в детстве вместе, он хотел, чтобы я и там к нему присоединился.

Тогда почему Нью-Йорк? Разве не Новый Орлеан — родина джаза?

Нью Орлеан — это самое начало джаза, оттуда родом Луи Армстронг. Сегодня Меккой джаза является Нью-Йорк. Я был в Новом Орлеане. Там есть диксиленды. но клубов не так много. В Нью Орлеане сегодня в основном звучит funk, R’n'B. soul. А Нью-Йорк действительно джазовый город с большой историей, с большим количеством клубов — именно джазовых клубов — всемирно известных, таких как Blue Note. Iridium, Birdtand. Ни Бостон, ни Калифорния, ни Чикаго сегодня не являются такими джазовыми городами, как Нью-Йорк, в который стремятся попасть все музыканты, достигшие успехов на джазовом поприще.

А сегодня в какой стране вашей музыки больше — в России или в Америке?

Невозможно работать на две страны. Сейчас я провожу в России больше времени, так как встретился с Натальей Смирновой, моим партнером и теперь уже моей женой. У нас совместное творчество. Мы часто приезжаем в Нью-Йорк вместе и там даем концерты, но в Москве нас увидеть можно чаще, чем там. На лето собираемся снова туда поехать, ведь там все-таки квартира, машина, быт. синий паспорт, а в России даже прописки нет — только красный паспорт.

Интервью Олега Бутмана

А вам какой паспорт больше нравится — красный или синий?

Мне нравится, что у меня есть и тот. и другой — визу не надо ставить. А вообще, я горжусь тем. что являюсь гражданином России, русским человеком. От других русских людей я отличаюсь только тем. что у меня есть еще и американский паспорт. Но мне. конечно, очень нравится Нью-Йорк. Это музыкальнейший город, который никогда не спит.

В ходе гастрольных туров по России вам уже удалось сравнить музыкальную культуру двух наций?

В России сейчас много хороших музыкантов. потому что для развития музыки нужна информация, и сейчас благодаря интернету вся необходимая информация доходит очень быстро. Но здесь нет такой возможности играть, набираться опыта. В Нью-Йорке получают опыт не только американские музыканты, но и французы, австрийцы, израильтяне. Этот опыт дает огромный толчок для совершенствования. Большую роль играет партнерство на сцене. Американцы стараются играть вместе, творить, а не тянуть каждый свою партию. Такой совместной импровизации можно научиться только в Нью-Йорке. В России тоже есть профессионалы высокого уровня, но их не очень много, в Нью- Йорке, как в столице джаза, их в разы больше, потому что туда тянутся люди из других стран, из всех городов Америки.

Олег Бутман в отличной форме

А где легче музыканту добиться успеха?

Везде тяжело. Но из-за того, что в Америке музыкантов больше, есть конкуренция. ты должен всегда быть на уровне, в отличной форме, должен интересоваться всем, что происходит в твоей нише, работать над собой. Если хочешь выжить там как музыкант, то придется постоянно работать. Это как профессиональный спорт: чтобы стать олимпийским чемпионом. нужно быть талантливым, трудолюбивым и начинать тренировки с детства В этом плане я часто сравниваю музыку со спортом.

А публика, слушатели отличаются?

Если ты играешь с душой, с энергией, то это не может пройти мимо людей. Хотя американцы, конечно, очень восторженные. У них даже школьники на своих школьных концертах друг друга очень поддерживают, восторженно реагируют. А русские люди более сдержанны. можно даже сказать — снобы, Но их тоже можно завести. Когда мы давали концерт в Томске, публика сначала вела себя очень спокойно, а потом кричала, не отпускала нас, и мы «на бис» исполнили еще три композиции. Главное донести музыку до слушателя. Я думаю, что энергия и хорошая музыка не могут оставить слушателей равнодушными.

Представьте, что вам нужно донести музыку до неподготовленного слушателя. Какие Вы рекомендации ему дадите, как слушать джаз?

Люди, которые приходят на концерты в первый раз, обычно говорят, что ничего не поняли, но им понравилось. Джаз — это музыкальный язык. На сцене мы разговариваем на этом языке, а вы нас слушаете. Если мы вас не заинтересовали, то вы слушаете периодически, а если заинтересовали, вы слушаете весь разговор, понимаете комбинации, слышите уже не какофонию, а то. что мы между собой обсуждаем на этом языке. Чем интереснее и богаче наш музыкальный язык, тем это интереснее вам.

С позиции русского гражданина США. что вы можете сказать о России и русском менталитете?

Я вижу, что здесь все меняется и, главное, идет в правильном направлении. Такая особенность русского менталитета, как «что-то  обойти», «где-то  не заплатить», все еще есть, и у взрослого поколения ее уже не отнять. Но, думаю, молодежь будет меняться. Тяжело судить о стране, живя в Москве. Тем более, что я рано утром не встаю, на работу не езжу. Мои друзья американцы удивляются, как я там живу, потому что 80 время своих визитов почувствовали какое-то хамство: кто-то  толкнул и не извинился. А ведь американцы, если кого-то заденут, извинятся двадцать раз.

Искренне?

Абсолютно. Они все время улыбаются, потому что улыбка людям приятна. Разве вы хотите, чтобы вам официант показывал, что у него плохое настроение? В Москве над этим уже работают: объясняют персоналу, что клиентам нужно улыбаться и показывать, что у нас в ресторане все хорошо. Так как сфера услуг переходит в частные руг.и, хамские повадки уходят в прошлое. И менталитет этот уйдет.

Значит, за американскими улыбками ничего опасного не скрывается?

С одной стороны, американцы все-таки замкнутые люди: карьера, семья, дом. Они толпами в гости не ходят, в дни рождения на работе шумно не проставляются — в этом плане они очень спокойные. Они думают о завтрашнем дне, потому что завтра надо заплатить за дом. за машину. Но, с другой стороны, они очень приветливые, добрые. Чем выше продвинулся человек по социальной лестнице, тем он добрее, дружелюбнее. Есть, конечно, музыканты, которые устают от внимания, стараются уходить от этого, но. как правильно, слушатели с музыкантами могут пообщаться, выразить им благодарность за музыку — они всегда открыты для общения. Когда двадцать лет назад в Россию приезжал саксофонист Гровер Вашингтон, мы подошли к нему после концерта, подружились, вместе поехали в ресторан. Величайший человек, миллионер, записал платиновые пластинки, и мы общаемся с ним на равных, и он всем интересуется. ему приятно. Когда мы ездили в Ванкувер с концертами поддерживать олимпийскую сборную, мы ходили в красной форме, которую нам выдали BoscoSTORT. Нас канадцы все время на улицах останавливали и говорили: «Какие вы все красивые! У вас самая красивая форма!».

А потом все равно у красивых русских выиграли в хоккей.

Да. На хоккее этом я присутствовал, было очень обидно. Было даже немного стыдно, что мы пришли с флагами, пытались пронести пластмассовый щит с Чебурашкой, а нам не разрешили. Может, поэтому и проиграли. У нас ведь был большой Чебурашка, и на нем было написано Russia — как раз символ! А может, канадцам помогла энергетика их болельщиков. Мы, конечно, тоже срывали голоса, но все-таки русских на том стадионе было в десятки раз меньше. Для канадцев это тоже был не просто Чемпионат мира, это была Олимпиада в Канаде. Они не могли себе позволить проиграть.

А в Русском доме Вам понравилось?

Там прошли замечательные концерты, но мы в Русском доме были пару раз всего — в основном все дни мы проводили в BoscoCafe.

И знаменитых пьянок в Русском доме не видели?

Ну. чтобы кто-то  прям совсем валялся пьяный, такого не видели. И спортсмены там точно не пили.

А они ходили туда? Говорят, им стыдно было…

Нет. они ходили. Плющенко, например, часто заходил и в Русский дом, и в Bosco Cafe.